ПОЛОЖЕНИЕ О САМОУПРАВЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»
1. Общие положения
1.1. Правовой основой деятельности ученического самоуправления
являются: «Кодекс Республики Беларусь об образовании», Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концептуальные подходы к созданию системы воспитания в учреждениях среднего специального образования, Устав колледжа.
1.2. Деятельность ученического самоуправления контролируется
непосредственно заместителем директора по учебно-воспитательной работе, кураторами групп и мастерами производственного обучения.
1.3. Основными принципами ученического самоуправления являются:
1.3.1. личностная и социальная значимость;
1.3.2. гуманное отношение к каждому отдельному члену самоуправления,
приоритетность интересов учащихся;
1.3.3. гармоничное сочетание коллективных и личных интересов в работе;
1.3.4. добровольность участия;
1.3.5. гласность в работе;
1.3.6. выборность органов самоуправления;
1.3.7. взаимодействия всех органов самоуправления в сочетании с чётким разграничением их функции;
1.3.8. педагогическое руководство, обеспечивающее развитие ученического самоуправления
2. Цели и задачи ученического самоуправления
2.1. Целью ученического самоуправления является создание условий для
самореализации и социального становления учащихся через вовлечение их в управление делами колледжа.
2.2. Задачами ученического самоуправления являются:
2.2.1. содействие гражданской, социальной и профессиональной самореализации учащихся;
2.2.2. организация общеколледжных мероприятий, круглых столов, выставок, встреч выпускников;
2.2.3. выработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом интересов учащихся;
2.2.4. проведение работы, направленной на повышение сознательности
учащихся и их требовательности к уровню своих знаний, патриотического отношения к духу и традициям колледжа, воспитания бережного отношения к имуществу;
2.2.5. помощь в адаптации первокурсникам;
2.2.6. содействие в реализации общественно значимых молодежных инициатив;
2.2.7. формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции учащихся колледжа;
2.2.8. информирование учащихся о деятельности органов самоуправления колледжа.
3. Порядок формирования и структура ученического совета
3.1. Высшим исполнительским и координирующим органом ученического самоуправления колледжа является Совет учащихся.
3.2. Совет учащихся, как высший исполнительный и координирующий орган
ученического самоуправления, формируется на выборной основе сроком на один год из секретарей учебных групп, представителей молодежных организаций колледжа.
3.3. Совет учащихся самостоятельно определяет свою структуру, избирает из
своего состава председателя и заместителя председателя колледжа.
3.4. В составе Совета учащихся могут быть сформированы инициативные группы.
3.5. Педагогическая помощь и поддержка Совету учащихся осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе, заведующими отделениями, педагогом-организатором.
3.6. Решения Совета учащихся принимаются большинством голосов.
3.7. Совет учащихся колледжа выполняет следующие функции:
3.7.1. координирует деятельность всех органов и объединений учащихся,
планирует и организует внеучебную работу;
3.7.2. осуществляет контроль успеваемости и посещаемости учащихся;
3.7.3. готовит и выносит на обсуждение советов учебных групп сценарии общеколледжных мероприятий; положения о конкурсах, акциях и другие материалы организации жизни коллектива учащихся;
3.7.4. обращается при возникновении конфликтных ситуаций к администрации колледжа;
3.7.5. вносит предложения по совершенствованию жизнедеятельности ученического коллектива колледжа, организации проживания в общежитии;
3.7.6. участвует в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся,
выделения материальной помощи;
3.8. Органом ученического самоуправления в группе колледжа является Совет учебной группы.
3.9. Возглавляет и координирует деятельность Совета учебной группы староста, который выбирается большинством голосов учащихся учебной группы.
3.10. Староста группы выполняет следующие функции:
3.10.1 организует работу группы по всем направлениям деятельности;
3.10.2 следит за выполнением всеми учащимися Правил внутреннего распорядка для учащихся колледжа;
3.10.3 обеспечивает участие группы во встречах с администрацией колледжа;
3.10.4 готовит информацию и предложения, отражающие потребности учащихся группы, в вышестоящие органы самоуправления;
3.10.5 организует общие собрания учебной группы.
3.11. В состав совета учебной группы входят следующие сектора: учебный, информационно-идеологический, физкультурно-спортивный, трудовой, культурно-массовый, охраны правопорядка, редакционный, ответственный за организацию питания в группе, секретарь первичной организации ОО «БРСМ», Совет общежития.
3.12. Члены ученического самоуправления имеют право:
3.12.1. выбирать представителей ученического самоуправления и быть избранными;
3.12.2. вносить предложения, открыто высказывать свое мнение;
3.12.3. на защиту своих интересов и поддержку.
3.13. Члены ученического самоуправления обязаны:
3.13.1. оказывать содействие образовательному процессу;
3.13.2. воздействовать на отдельных учащихся в случае нарушения ими Устава колледжа, не ущемляя при этом их прав;
3.13.3. организовывать гуманитарные, экологические, общественные акции, не противоречащие Конституции Республики Беларусь, Уставу колледжа.
4. Органы ученического самоуправления взаимодействуют с другими
органами самоуправления колледжа – педагогическим советом, родительской общественностью (родительские собрания), Советом колледжа.
5. Срок полномочий каждого нового состава органов ученического самоуправления начинается с момента избрания и заканчивается после созыва очередного Совета учащихся.
Современное общество делает заказ на личность, обладающую социальными, коммуникативными, информационными компетентностями, способную к успешной социализации.
Все это требует воспитания и развития у обучающихся таких качеств как:
- Творческая инициатива;
- Умение ставить цели и достигать их;
- Самостоятельность в решении личных и общественных проблем;
- Ответственность за себя и других;
- Умение работать в команде.
Самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учреждения образования, обеспечивающая развитие у учащихся самостоятельности, инициативности, навыков эффективной коллективной деятельности, формирования ключевых социально-коммуникационных компетенций.
Деятельность органов самоуправления нашего колледжа регламентируется локальными актами: Уставом колледжа, Положением о самоуправлении обучающихся, где определены основные цели, задачи и принципы деятельности органов самоуправления.

Целью ученического самоуправления в группе является создание формирования и развития обучающегося, способного принимать решения в ситуации морального выбора, нести ответственность за эти решения перед собой, своими товарищами и педагогами и готового к выполнению своих будущих обязанностей перед обществом.
Задачами ученического самоуправления в группе являются:
- социализация и развитие ценностных ориентаций личности обучающихся;
- предоставление обучающимся возможностей осваивать различные социальные роли и позиции в среде их жизнедеятельности, в окружающей жизни со всеми ее проблемами, противоречиями, традициями;
- формирование у подростков потребности и готовности совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
- воспитание желания бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра, справедливости;
- формирование умения самостоятельно найти дело, полезное обществу.
Модель самоуправления обучающихся - это организационная структура Совета по основным направлениям деятельности.
На первом уровне в учебных группах, по решению обучающихся, создается актив учебной группы, избранный общим голосованием, сроком на один год. Большинство учащихся группы имеют общественное поручение, за выполнение которого отчитываются регулярно перед группой.
На втором уровне из активов групп формируются органы ученического самоуправления колледжа: советы (по секторам).
Советы организуют подготовку и проведение общеколледжных дел, координируют внеучебную деятельность учебных групп. Организуют участие колледжа в различных мероприятиях: акция, выставках, олимпиадах, смотрах-конкурсах, спортивных соревнованиях на разных уровнях. Руководят советами председатели, избранные голосованием.
Из числа старост учебных групп в колледже формируется Совет старост (старостат). Старостат - является одной из форм ученического самоуправления, это совет, объединяющий старост учебных групп колледжа, активно взаимодействующий с администрацией колледжа. Его функциями являются, содействие выполнению каждым учащимся колледжа правил внутреннего распорядка, содействие занятости обучающихся, вовлечение учащихся в мероприятия, проводимые в колледже и общежитии, организует и контролирует учебный процесс и дисциплину в группах через персональный учет посещаемости учащимися учебных занятий, организует учащихся учебных групп для участия в мероприятиях колледжа.
В учебной группе Староста и заместитель старосты - ежемесячно посещают заседание Совета, отвечают за передачу информации, которая дается на Совете, помогают мастеру и куратору в организации жизни коллектива группы, обеспечивают вместе с мастером и куратором участие представителей группы в организации общеколледжных дел. Координируют работу учебного сектора по вопросам организации учебного и воспитательного процесса, контролируют посещаемость учебных занятий и воспитательных мероприятий, ходатайствуют перед администрацией о предоставлении материальной помощи учащимся.
СЕКТОРА (функции органов ученического самоуправления):
Учебный
Функциями, которого является формирование сознательного отношения учащихся к учебной деятельности, повышение качества знаний и содействие исполнению учебной дисциплины, контролирует текущую и итоговую успеваемость учащихся, контролирует посещаемость учебных занятий и воспитательных мероприятий, организует взаимопомощь в обучении, привлекает учащихся к работе в объединениях по интересам и факультативах, к участию в конкурсах, олимпиадах, предметных недель, декад.
Информационно-идеологический - отвечает за сбор информации на ЕДИ, оформление информационного уголка группы, обеспечивает своевременное распространение информации о молодежных акциях, проектах, программах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях на информационных стендах.
Физкультурно-спортивный – его задача состоит в пропаганде здорового образа жизни и организации группы для участия в спортивных мероприятиях, туристских походах, выявление талантливых спортсменов, участие в Днях здоровья, в спартакиаде колледжа, ведёт работу по вовлечению учащихся в объединения по интересам физкультурно-спортивного профиля.
Трудовой - занимается организацией субботников, сотрудничает с администрацией по вопросам благоустройства территории колледжа, поддерживает порядок в учебных аудиториях, организует сбор вторсырья, дежурство по колледжу, контролирует экономию электроэнергии, организует шефскую работу с ветеранами войны, педагогами-ветеранами, труда, пожилыми людьми, одинокими престарелыми гражданами, детьми-инвалидами, детьми-сиротами, участие в благотворительных акциях.
Культурно-массовый и редакционный - осуществляют функции по организации культурно-досуговых мероприятий, конкурсов, выставок, фестивалей, проведении праздничных концертов и др., контролируют посещаемость воспитательных мероприятий учащимися колледжа, несут ответственность за подготовку к общеколледжным мероприятиям, выпуск стенных газет, плакатов, участие в подготовке и размещении информации о значимых воспитательных мероприятиях на сайт колледжа.
Охраны правопорядка - отвечает за соблюдением порядка на территории колледжа, в учебных аудиториях, уличной территории, за дисциплиной учащихся на переменах (курение, противоправные действия и др.).
Ответственный за организацию питания – отвечает за постановку учащихся на питание, контролирует дежурство по столовой, учувствует в организации и проведении Дней здоровья, в подготовке информационных часов по здоровому и рациональному питанию, проведении опросов учащихся в вопросах организации питания в колледже.
Ожидаемые результаты от деятельности ученического самоуправления:
- Повышение гражданской позиции учащихся
- Повышение заинтересованности в развитии колледжа
- Возможность участия всех учащихся в управлении колледжа в соответствии с их способностями и возможностями
- Увеличение занятости учащихся во внеучебное время
- Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся
- Активизация творческой деятельности учащихся
- Снижение количества учащихся, имеющих вредные привычки
- Снижение динамики роста (отсутствие) подростковой преступности, а также правонарушений.
Организация ученического самоуправления, прежде всего:
- Учит ребят умению руководить и подчиняться.
- Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
- Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
- Вырабатывает правильное отношение к критике.
- Создает условие для проявления и развития способностей каждого учащегося.
- Дает возможность четко и качественно организовать работу в группе, колледже.
