Педагог-психолог - Колледж сферы обслуживания

Педагог-психолог

 

10 отличий психолога от друга
Психолог никогда не скажет: «Ты был неправ», и никогда так не подумает;
Психолог никогда не потребует от Вас поддержки взамен на свое внимание;
Психолог никогда не предложит Вам выпить или сходить с ним в баню, чтобы решить проблему;
Психолог никогда не полезет к Вам в душу и не обидится, если Вы не хотите о чем-то рассказывать;
Психолог никогда не скажет, что Вам просто не хватает силы воли что-то изменить;
Психолог никогда не посоветует просто отвлечься от проблем: съездить в отпуск, больше работать, начать новый роман;
Психолог не испугается Ваших слез;
Психолог никогда не скажет «Ты же женщина!» или «Будь, наконец, мужчиной!»;
Психологу важны все ваши мысли и чувства;
Вы можете забыть о психологе, как только решите проблему.

 

рекомендации для родителей
рекомендации педагогам
для подростков
заметки на полях
это интересно

 
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление,
более глубокая мудрость, чем для управления государством.
У.Чэннинг
Помните:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
 
Рекомендации психолога по общению с подростками:
 
1.   Не отказывайте подростку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!
2.  Прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед вам необходимо установить доверительные отношения с подростком. Помните, что подросток доверяет лишь тому взрослому, которого он уважает и который является для него авторитетом, а для этого вам самим необходимо уважать мировоззрение подростка, его выбор.
3.  Разговаривайте с подростком на интересующие его темы, изучайте молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми». Не бойтесь опуститься до уровня подростков. Старайтесь найти положительные параллели с вашим взрослым миром. Ценности их мира всегда можно связать с ценностями вашего, найти аналогии. Интересуйтесь их мнением, спрашивайте о непонятных для вас словах, понятиях, поступках. Просите разъяснить, объяснить на примерах. Искренне старайтесь понять и принять. А главное - не осмеивайте и не осуждайте, каким бы странным, страшным или отталкивающим не показалось узнанное. Тогда ребенок почувствует, что он и его мир вам интересны, и станет больше доверять вам.
4.   Ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка иначе потеряете нить общения с ним. Постепенно вы увидите, как приоткрывается совершенно новый мир, о котором вы раньше понятия не имели. Ваша главная задача в том, чтобы общаясь с подростком потихоньку, небольшими порциями корректировать его мировоззрение в общечеловеческом, приемлемом для общества направлении.
5.   Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят, когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.
6.   Никогда не оскорбляйте подростка.
7.   Помните, подросток — не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества — НЕЗАВИСИМОСТЬ и САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Несильное навязывание собственных принципов подростку приводят к спорам, утрате самообладания и оскорблениям. Такое поведение становится эмоционально губительным для подростка. Попытки спорить с подростком, чтобы заставить его повиноваться, на самом деле побуждают его к бунту. А этим, сами того не осознавая, вы лишаете подростка эмоциональной поддержки и начинаете с ним словесную войну. 8. Не бойтесь предоставлять подростку свободу в принятии какого-либо решения, самостоятельность в выборе.
Подросток хочет самостоятельности, хочет почувствовать ответственность за принятое им самим решение. Он настаивает, но и мы тоже  не отступаем. В результате - неизбежный конфликт. А поскольку взрослый не дал подростку возможности принять правильное, но самостоятельное решение, тот вынужден выбирать прямо противоположный, неправильный, да ещё и приводящий к конфликту вариант поведения. И как мазохист, раз за разом подросток, зная о неизбежном наказании со стороны взрослого, продолжает делать хуже для себя самого.
На  какой-либо проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его. Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
8.   Подростка необходимо поддерживать. И одним из способов поддержки является похвала. Только одним из факторов похвалы должна быть искренность, а другим — то, что похвала должна быть конкретной. Если вы не можете похвалить подростка за результаты или конкретные действия, то необходимо оценить его старание.
9. Обеспечьте возможность подростку занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Подросток должен чувствовать себя полезным и нужным. Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем деле, доверьте ему ответственное поручение, выступление от лица   коллектива и т. п.    Уважайте ребенка, верьте в него и его способности, относиться к нему как к человеку, имеющему право на самостоятельное решение.
10. Помните, что наиболее восприимчивы подростки к рассказам (желательно реальным) о таких же, как они сами (хулиганам - о хулиганах и т.п.).  При этом ярко проявляйте свои положительные эмоции (уважение, восхищение, любовь) к желательным качествам и поступкам персонажей ваших историй и, особенно, к положительным поступкам самих подростков. Не бойтесь немного перехвалить их или завысить реальный уровень последствий от их хороших действий.
11. Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
12. Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков. Общение с подростком должно  носить успокаивающий характер.
13.  Помните, что когда-то и вы были подросткам. Вспомните себя в этом возрасте, попытайтесь встать на место подростка и подумать, как бы вы себя повели в той или иной ситуации на его месте. Может современной молодежь и отличается от молодежи вашего времени, но психологические особенности в подростков в любые времена остаются одинаковы.
 
 Для подростков
Психология в притчах.
Все в твоих руках. (Восточная притча)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них  однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответа?»
Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истинны.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
 
Как вы считаете, можно ли завоевать доверие родителей?
            Бесспорно! Даже сердце самых, казалось бы, строгих родителей можно растопить. Для этого несложно провести личный психологический анализ. Это будут ваши первые тесты для подростков в отношении с родителями.
Во-первых, все подростки должны хорошо осознавать, ПОЧЕМУ родители подчас слишком строги – из любви и заботы: они боятся потерять нас, боятся того, что с нами может случиться из-за опасного времени, боятся плохого влияния со стороны окружающих.
Если родители начинают проявлять на первый взгляд «нездоровый» интерес к тому человеку, с которым ты встречаешься/общаешься, тебе нужно знать следующее: родители попросту волнуются, но не знаю подход к тебе, поэтому зачастую расспрашивают тебя различными уловками, что может вызывать раздражение. Да, они боятся спросить прямо. В этом можешь быть виноват и ты: почаще беседуй с ними, говори на откровенные темы. Тогда родители будут больше доверять тебе и спрашивать прямо. Без всяких уловок. Хороший принцип: откровенность за откровенность!
Очень эффективный способ заслужить доверие родителей – показать, что ты пригоден для работы, что ты трудолюбив и ценишь родительский труд. Это как нельзя сильно влияет на них!
Советуйся с родителями, интересуйся их мнением по тому или иному поводу.
Если интересоваться их проблемами и радоваться вместе их успехам, можно избежать бурных конфликтных сцен. Они будут более мягкими по отношению к тебе. Интересуйся даже тем, что произошло в n-й серии их любимого сериала, снисходительность гарантирована!
Развивая честность и не обманывая родных, даже признавая проступки ошибки, ты еще больше заслужишь доверие. Быть может, они не скажут, что у них ИДЕАЛЬНЫЙ сын/дочь, но и не взбредет в голову шпионить за тобой. Поверь: они это ценят.
Держать свое слово порой сложно, особенно учитывая такой факт как память. Тогда не обещай никогда то, в чем не уверен. Ты прослывешь человеком слова, и это пригодится тебе не только в семейной жизни.
 
Заметки на полях
 
Вы, наверное замечали, что, стоит вам задуматься, и рука сама рисует на подвернувшемся клочке бумаги какие-то каракули? Откройте старые тетради с конспектами лекций, блокноты, записные книжки, черновики. На полях, среди записей или даже на обложке вы найдете множество всяких рисунков. Порой невозможно вспомнить, как и когда они появились. Эти автоматические рисунки — своеобразный символический язык вашего подсознания, которое в такой образной форме сигнализирует вам о ваших скрытых мыслях, желаниях, мотивах, нереализованных планах, наконец.
Дело в том, что рисование и письмо в нашей психике тесно связано с устной речью и когда мы не можем или не хотим высказаться вслух, то непроизвольно прибегаем к такой форме выражения, как каракули на клочках бумаги. Такая бессловесная речь легко поддается расшифровке. По вашим рисункам можно не только определить, какое было у вас настроение во время рисования, какие мысли одолевали вас, но и то, какие свойства присущи вашему характеру в целом.
Для начала определите, какие из рисунков встречаются у вас чаще всего.
Вы рисуете объемные фигуры? Наверняка, вы считаете себя многогранной личностью и в зависимости от ситуации, открываете ту или иную грань. Любой вопрос рассматривается вами тщательно и под различными углами зрения. Благодаря способности во всем доходить до самой глубины вопроса, вы умеете выдавать нетрадиционные решения, удивляющие, а иногда и восхищающие окружающих. Вам так же хорошо удается придавать абстрактным идеям конкретную форму. Одним словом, вы — очень интересный собеседник, хотя окружающие часто просто не знают, какой реакции ждать от вас в следующий момент.
На свободных частях бумаги, находящейся под рукой, вы старательно рисуете деревья, цветы или целые пейзажи? В таком случае, вам присущи романтизм, мечтательность и некоторая «оторванность» от реальной жизни. Вам свойственно приписывать людям, встречающимся вам на жизненном пути, скорее воображаемые, чем реальные черты. Вы стараетесь думать о людях гораздо лучше, чем они того, порой, заслуживают. И, как следствие, жестокие разочарования посещают вас намного чаще, чем других. Когда очередной ваш кумир «падает с пьедестала», вы находите спасение в уютном мире ваших фантазий и грез. Внешне вы можете производить впечатление уверенного и удачливого в жизни человека, и только очень близкие вам люди знают, насколько раним и хрупок ваш внутренний мир…
Задумавшись, вы тщательно выводите на полях тот или иной замысловатый орнамент. Каким бы не был этот узор, орнамент — это всегда что-то строго упорядоченное и эта упорядоченность завораживает. Но про вас нельзя сказать, что вы человек организованный. Множество хаотичных импульсов, присущих вам, часто выводят вас за общепризнанные рамки приличий. Иногда, увлекаясь внешней стороной дела, вы забываете, ради чего, собственно говоря, затевали весь сложный фрагмент, сплетая в одно целое слова, отношения и поступки… Вам порой необходимо несколько раз проговорить про себя что-то, чтобы понять смысл. Но при этом вам нельзя отказать в целеустремленности и умении доводить все до логического конца. Спасительный ритуал рисунка для вас — способ упорядочить свои мысли.
Вы, задумавшись, изображаете нечто с преобладанием окружностей? Вам свойственен эгоцентризм и постоянное желание «перетягивать одеяло на себя». Вы четко ощущаете границу между «Я» и «Не Я», вы самодостаточны и вам редко бывает скучно наедине с самим собой. Только самые близкие люди допускаются вами через границу вашего Я. Но тогда уже этому человеку вы доверяете всецело и готовы ради него на все. Вероятно, вы — хороший семьянин, целиком и полностью посвящающий себя поддержанию микроклимата в семье, но настоящих друзей у вас очень мало.
Вы любите изображать квадратные формы? Тогда вам близко все устойчивое и незыблемое, равенство сторон и прямые углы. Полутона, прерывистые линии — не для вас. В мире должно быть все четко, понятно и упорядоченно. Вас очень трудно сбить с толку и убедить в иной, отличной от вашей, точки зрения на что-то. Вы сразу начинаете чувствовать себя «не в своей тарелке», если что-то идет не так, как вы запланировали, или по непривычному для вас сценарию. Вообще, принять что-то новое, необычное для вас чрезвычайно трудно, вы стремитесь любыми способами сохранить привычный для вас порядок вещей. Убедить вас в чем-то крайне трудно, так как чужому влиянию вы тоже поддаетесь с трудом.
Ваша рука автоматически выводит некие треугольные формы. Поздравляю, вы — динамичная, напористая личность, привыкшая всегда во всем одерживать верх. Иными словами вы — явный лидер. Долгая, кропотливая работа, не дающая быстрых результатов и не вызывающая восхищения окружающих — не для вас. Вы незаменимы в ситуации, когда надо быстро организовать какой-нибудь процесс и распределить обязанности между участниками. В общении вы не очень-то покладистый человек. Вы не умеете сглаживать острые углы, промолчать, где это необходимо или улыбнуться, когда этого делать не хочется. Вы скорее пойдете на явный конфликт, а не попытаетесь как-то сгладить ситуацию, даже, если понимаете, что последствия для вас будут самыми плачевными.
В какой-то момент вы заметили, что в ваших рисунках начинают преобладать стрелы и молнии. Внимание! Это сигнал того, что вашему терпению пришел конец. Вы держитесь из последних сил, чтобы не вскочить и не стукнуть кулаком по столу. Затянувшееся заседание, нудное выступление, скучная лекция или надоевший вам собеседник явно начинают выводить вас из себя. Стрелы и молнии в рисунках означают так же реакцию на какое-то препятствие, которое вы не в состоянии в данный момент преодолеть, или агрессию, направленную на кого-то другого, которую вы, в силу тех или иных причин, вынуждены сдерживать.
Тревожным сигналом является так же ипоявление штриховки в ваших спонтанных рисунках, что говорит о  с трудом сдерживаемом волнении или тревоге. Чем тщательнее вы заштриховываете, зачерняете какой-то рисунок, тем сильнее ваше беспокойство, которое вы тщетно пытаетесь скрыть от окружающих. У психологов есть такой распространенный тест — «Рисунок человека», анализируя который можно многое сказать о рисовавшем. Так вот, по наличию штриховки, по силе нажима на карандаш при этом, по тому, какая часть тела человека на рисунке заштрихована, опытный психолог может не только констатировать наличие у вас сильной тревоги, но и с большой долей уверенности назвать то, чем она вызвана.
Так что не спешите выбрасывать те клочки бумаги, на которых обнаружили свои или чужие «заметки на полях» в форме различных рисунков. Как видите, они — бесценный источник информации о каком-то человеке или о вас самих, информации, которую иным способом получить бывает трудно или даже невозможно.
 Е. Егорова, психолог
Это интересно!
 
10 удивительных фактов о сновидениях
 
1. Во время сна мы парализованы
Хотите верьте, хотите нет, но наше тело практически парализовано во время сна, в основном для того, чтобы тело не повторяло движений, которые происходят во сне.
2. Внешние раздражители влияют на наши сны
Каждый из нас хоть раз испытал это на себе: подсознание делает частью сна физическое ощущение, которое мы испытываем в данный момент. Людям, испытывающим жажду, подсознание “подкидывает” образ стаканы воды. Они пытаются напиться (во сне, разумеется), вновь испытывают жажду, вновь видят стакан воды и так далее - пока не проснутся и не поймут, что действительно хотят пить и напьются уже в реальном мире. Таким образом, подсознание “подсказывает”, что нужно проснуться.
3. Бывшие курильщики видят более яркие сны
Бывшие курильщики видят более насыщенные и реальные сны, чем все остальные люди. Чаще всего им снится, что они вновь начали курить и испытывают при этом чувство вины.
4. Сны не бывают буквальными
Наше подсознание использует язык знаков и символов. Поэтому не стоит воспринимать каждый сон, даже с самым логичным и богатым сюжетом, буквально. Подсознание посылает нам сигналы, а не четкие образы.
5. Не все могут видеть цветные сны
Около 12% зрячих людей видят только черно-белые сны. Остальные видят сны в цвете. Существуют несколько типичных групп сновидений, которые видят все без исключения: ситуации в школе или на работе, попытка спастись от преследования, падения с высоты, смерть человека, выпадение зубов, полет, провал на экзаменах, аварии и т.д.
 6. Нам снится только то, что мы видели
В наших снах мы часто видим незнакомых людей, но понятия не имеем о том, что наше сознание не придумывает их лица. Это лица реальных людей, тех, кого мы видели в течение жизни, но не запомнили.
7. Сны предотвращают психоз
Недавно ученые провели эксперимент: испытуемым давали спать положенные 8 часов, однако будили в начальной фазе каждого сна. Через три дня у всех без исключения участников эксперимента наблюдались трудности с концентрацией внимания, галлюцинации, необъяснимая раздражительность и первые признаки психоза. Когда испытуемым, наконец, дали возможность видеть сны, ученые обратили внимание на то, что мозг компенсирует отсутствие снов в предыдущие дни за счет более длительного, чем обычно, нахождения организма в фазе быстрого сна.
8. Сны видят все без исключения
Все люди (за исключением больных с сильным расстройством психики) видят сны, однако мужчины и женщины видят сны по-разному. Мужчинам в основном снятся представители своего пола, женщины же в снах видят представителей обоих полов в примерно одинаковой пропорции.
9. Мы забываем 90% сновидений
Через пять минут после пробуждения мы уже не помним и половины своих снов, а уже через десять минут едва ли сможем припомнить 10% из них. Известны случаи, когда поэты, писатели, ученые видели сны, в которых сочиняли стихи, прозу или придумывали новую научную теорию. Повезло тем, кто догадался оставить у изголовья кровати ручку и бумагу. Именно снам обязаны своим появлением на свет стихотворение Сэмюэля Колриджа “Кубла Хан”, история про доктора Джекиля и мистера Хайда Роберта Льюиса Стивенсона, Франкенштейн Мэри Шелли, а так же знаменитая периодическая система элементов, она же таблица Менделеева.
10. Слепые “видят” сны
Люди, ослепшие уже после рождения, могут видеть сны в виде картинок. Слепые с рождения не видят картинок, однако их сны наполнены звуками, запахами и тактильными ощущениями.
Еще несколько фактов о снах:
1. Человек не видит снов в тот момент, когда храпит.
2. Маленькие дети не видят во снах самих себя до достижения 3 лет. С 3 до 8 лет дети видят больше кошмаров, чем взрослые за всю свою жизнь.
3. Если вас разбудить во время стадии быстрого сна, вы запомните свой сон до самых мельчайших подробностей.
Источник:http://point.ru