Экспериментальная и инновационная деятельность - Колледж сферы обслуживания

Экспериментальная и инновационная деятельность

27.03.2023

презентационные материалы в рамках онлайн-совещания о ходе реализации мероприятий календарного плана по экспериментальному проекту "Разработка и апробация компетентностно-ориентированной методики оценки уровня профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (учебных дисциплин) профессионального компонента"

https://docs.google.com/presentation/d/1GAfwTrfhMxLm_UwNWwDAftmFK0IvZvB2/edit?usp=share_link&ouid=109095722495829359165&rtpof=true&sd=true

Экспериментальный проект

"Разработка и апробация компетентностно-ориентированной методики оценки уровня профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (учебных дисциплин) профессионального компонента"

Основание:

приказ Министерства образования Республики Беларусь от от 11.08.2021 № 589  «Об  экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году»

приказ Министерства образования Республики Беларусь от от 22.08.2022 № 517  «Об  экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»

Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2021-2025 гг.

Руководитель проекта: Беляева Оксана Анатольевна, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «РИПО».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет» (филиал «Минский финансово-экономический колледж»)

Учреждение образования «Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж»

Учреждение образования «Минский государственный колледж сферы обслуживания»

Учреждение образования «Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения»

Учреждение образования «Лунинецкий профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства» Брестской области

Учреждение образования «Брестский государственный торгово-технологический колледж»

Учреждение образования «Полоцкий государственный химико-технологический колледж» Витебской области

Учреждение образования «Витебский государственный профессионально-технический колледж сельскохозяйственного производства»

Основная идея экспериментального проекта, определяющая его новизну, состоит в создании компетентностно-ориентированной методики оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента, которая содержательно отражает требования профессионального стандарта педагога профессионального обучения, обеспечивает достоверность информации об уровне профессионального мастерства преподавателей, объективность и однозначность результирующих суждений, выступает эффективным средством стимулирования и поддержки профессионального развития преподавателей.

Задачи экспериментального проекта:

−изучить, проанализировать и обобщить отечественный и зарубежный опыт оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента;

−обосновать и разработать критерии и инструменты оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента, учитывающие специфику и особенности их деятельности;

−разработать программу изучения профессиональной деятельности преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента;

−апробировать методику оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента в деятельности аттестационных комиссий при процессе аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий;

−разработать, апробировать и внедрить в практику структуру и содержательные компоненты такого педагогического явления, как успешность в профессии педагога;

−разработать методические рекомендации по использованию методики оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента при проведении аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность экспериментальной деятельности:

Критерии

Показатели

Регламентированность подготовки и проведения аттестационных мероприятий

Критерии и показатели при подготовке к мероприятиям и сдаче отчетной документации при прохождении преподавателями учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента аттестации.

Соответствие структуре и содержанию программы изучения профессиональной деятельности преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента.

Соответствие требованиям, установленным в методических рекомендациях по использованию методики оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента при проведении аттестации на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.

Снижение затрат времени на подготовку и проведение аттестационных мероприятий

Рост творческой активности преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента

Количество мероприятий, в которых преподаватель принимал участие, их уровень и результативность

Улучшение психологического микроклимата в учреждении образования

Удовлетворенность субъектов аттестационного процесса объективностью процедуры оценивания профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента

Цель реализации экспериментальной деятельности в 2022/2023 учебном году:

разработать программу (алгоритм) изучения профессиональной деятельности преподавателей учебных предметов профессионального компонента;

разработать и обосновать критерии и инструменты оценки уровня профессионального мастерства преподавателей учебных предметов профессионального компонента, учитывающие специфику и особенности их деятельности.

Цель экспериментальной деятельности в 2021/2022 учебном году: изучить, проанализировать и обобщить отечественный и зарубежный опыт оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента;

разработать варианты критерий и инструментов оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента, учитывающие специфику и особенности их деятельности.

Основные практические результаты за 2021/2022 учебный год

Представители цикловой комиссии преподавателей учебных дисциплин социально-гуманитарной направленности рассмотрели зарубежный опыт подготовки преподавателей и стимулирования их профессионального развития, механизмы оценивания педагогического мастерства, учитывающие специфику и особенности их деятельности. 

В качестве диагностического инструментария оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов (дисциплин) профессионального компонента, учитывающего специфику и особенности их деятельности, представлен материал цикловых комиссий колледжа по специальности "Почтовая связь" и "Розничные услуги в банке": критерии и способы оценки педагогической деятельности, основные компетенции преподавателя.

На базе колледжа проведены 5 научных, научно-практических семинара (вебинара) для педагогического сообщества столицы. 

Дедюля С.Н. как председатель УМО в сфере среднего специального образования по совершенствованию методического сопровождения образовательного процесса, приняла участие в работе Республиканского семинара «Организационно-педагогические и методические условия обеспечения качества образования», поделилась опытом работы учреждения образования по обеспечению методических условий организации образовательного процесса.

Публикации за отчетный период:

  1. Ерахавец, Н. А. Па педагогах звяраюць жыццё. Жыццё з новага ліста // Настаўніцкая газета. – 21 кастрычніка. – 2021. – С. 7.
  2. Дедюля, С. Н., Штылёва, Т. Н. Активность + творчество + сотрудничество = формула успешной профессиональной адаптации молодого педагога [Электронный ресурс] / С. Н. Дедюля, Т. Н. Штылёва // Инновационные методы обучения и воспитания : сб. материалы областной науч.-практ. конф. (с междунар. участием) IV-е Омельченковские чтения, Магнитогорск, 18 фев. 2022 г.: в 2 ч. / отв. ред. О. В. Лихонина. – Магнитогорск, 2022. – Часть II. – С. 111–115.
  3. Хлебовец, Т. А., Штылёва, Т. Н. Система оценивания профессионального мастерства педагогических кадров: опыт Финляндии [Электронный ресурс] / Т. А. Хлебовец, Т. Н. Штылёва // Мастерство online. – 2022. – 2(31). – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=5908. – Дата доступа: 23.06.2022.
  4. Штылёва, Т. Н. Лобейко, К. Д. Профессиональное мастерство преподавателей Португалии: ступени роста [Электронный ресурс] / Т. Н. Штылёва, К.Д. Лобейко // Мастерство online. – 2022. – 2(31). – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=5909. – Дата доступа: 23.06.2022.
  5. Штылёва, Т. Н. Психологическая разгрузка как инструмент развития эмоционального интеллекта в системе «учащийся-педагог» [Электронный ресурс] / Т. Н. Штылёва // Развитие эмоционального интеллекта как навыка будущего средствами психолого-педагогической поддержки : эл. сборник фестиваля психолого-педагогического мастерства. – Минск, Городской центр психолого-педагогической помощи, 2022. – С. 106-110.
  6. Штылёва, Т. Н. Психологическая разгрузка как инструмент развития эмоционального интеллекта в системе «учащийся-педагог» / Т. Н. Штылёва // Минская школа сегодня. – 2022. – № 7. – С. 40–43.
  7. Мелешкевич, А. Н. Банковские операции в почтовой связи / А. Н. Мелешкевич, Н.А. Стрельская, Н.А. Пархоменко. – Минск : РИПО, 2021. – 114 с.
  8. Мелешкевич, А. Н., Пархоменко, Н. А. Безопасность почтовой связи для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования по специальности «Почтовая связь» / А.Н. Мелешкевич, Н.А. Пархоменко. – Минск : РИПО, 2022. – 83 с.
  9. Дедюля, С. Н., Штылёва, Т. Н. Реализация комплекса мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию будущих абитуриентов учреждения образования (из опыта работы цикловых комиссий и педагога-организатора) [Электронный ресурс] / С. Н. Дедюля, Т. Н. Штылёва // Профессиональная культура – императив профессионального образования XXI века : сб. материалов, Минск, 28 апреля 2022 г. / РИПО ; ред. В.И. Скрипник. – Минск, РИПО. – С.470–478.

Инновационный проект

"Внедрение модели формирования социально-личностных компетенций в процессе  подготовки специалистов сферы обслуживания "

Основание:

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2018 № 615 «Об  экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году»;

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 30.07.2019 № 617 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году»;

приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2020 № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году».

Сроки проведения инновационной деятельности: 2018-2021 гг.

Руководитель проекта: Беляева Оксана Анатольевна, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «РИПО».

Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

Учреждение образования

Специальность, направление специальности, специализация

Минский государственный колледж сферы обслуживания

2-25 01 33 «Розничные услуги в банке»;

2-45 02 01 «Почтовая связь»;

2-86 01 01 «Социальная работа»

Гродненский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания населения

3-91 02 32 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика»

3-50 01 55 «Технология производства швейных изделий»

Жлобинский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания

3-25 01 51 «Торговое дело»

3-91 02 32 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика»

В реализации инновационного проекта участвуют:

– руководители инновационных площадок;

– заместители руководителей инновационных площадок по основной деятельности;

- преподаватели учебных дисциплин профессионального компонента;

- учащиеся по специальностям 2-25 01 33 «Розничные услуги в банке», 2-45 02 01 «Почтовая связь», 2-86 01 01 «Социальная работа», 3-91 02 32 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», 3-50 01 55 «Технология производства швейных изделий», 3-25 01 51 «Торговое дело», 3-91 02 32 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика».

Цель и задачи.

Внедрение модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания будет способствовать:

прогнозированию, моделированию и проектированию образовательного процесса с учетом специфики конкретной специальности;

повышению уровня профессиональной компетентности преподавателей, мастеров производственного обучения, педагогической рефлексии;

систематизации деятельности педагогического коллектива учреждений образования, задействованных в инновационной деятельности; результативности работы;

позволит найти оптимальные пути удовлетворения личностных и профессиональных запросов выпускников учреждений образования, их родителей (законных представителей учащихся), требований организаций-заказчиков кадров.

Описание критериев и показателей, по которым будет определяться эффективность инновационной деятельности.

Критерии

Показатели

Ресурсное обеспечение инновационного проекта

Число педагогических работников с первой и высшей квалификационной категорией; прошедших повышение квалификации, стажировку;

соответствие материально-технической базы требованиям реализации инновационного проекта

Соответствие разработанной программы инновационной деятельности предъявляемым требованиям и реальным условиям

Целостность, полнота, последовательность, системность, научность программы

Сотрудничество участников инновационной деятельности

Степень взаимодействия всех участников инновационной деятельности в реализации модели формирования СЛК в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания;

эффективность сотрудничества с социальными партнерами, представителями организаций-заказчиков кадров

Качество диагностического инструментария оценки сформированности СЛК учащихся

Соответствие выбранных методик целям исследовательской деятельности по теме инновационного проекта, возрастным особенностям учащихся

Сформированность социально-личностных компетенций учащихся в следующих ее составляющих:

 

способность к социальному взаимодействию

способность к пониманию невербального поведения;

разнообразие способов конструктивного взаимодействия;

владение способами разрешения межличностных противоречий;

умение принимать самостоятельные решения в проблемных ситуациях

уровень самостоятельности в решении проблемных ситуаций профессиональной направленности;

разнообразие альтернативных решений проблемных ситуаций профессиональной направленности;

способность к совершенствованию своей деятельности на основе рефлексии

доля учащихся, достигших критического уровня рефлексивных умений;

доля учащихся, демонстрирующих каузальный уровень рефлексивных умений;

доля учащихся, демонстрирующих практический уровень рефлексивных умений

Качество образовательного процесса

Количество учащихся, успевающих на отметки «7»-«10»;

результативность выступлений учащихся на различных образовательных, познавательно-творческих мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства;

личностные достижения в социально значимой деятельности

Профессиональная компетентность педагогических работников, творческое развитие педагогического коллектива

Уровень личностных достижений педагогических работников; результативность выступлений на различных образовательных, познавательно-творческих мероприятиях, конкурсах профессионального мастерства; степень разработанности УМК по учебной дисциплине (практике); количество публикаций в педагогических изданиях

Профессиональная адаптация выпускников в условиях производства

Число выпускников (%), приступивших к работе по распределению;

число выпускников (%), продолжающих работу через 1 год (2 года) после выпуска;

число выпускников (%), получивших должностное повышение;

число выпускников (%), получивших иные стимулирующие поощрения

Качество управления

Результативность работы учреждения образования; статус в системе профессионально-технического и среднего специального образования

 Основные практические результаты за 2020/2021 учебный год

В 2020/2021 учебном году в учреждении образования «Минский государственный колледж сферы обслуживания» в соответствии с программой инновационной деятельности и календарным планом на 2020/2021 учебный год была организована работа по реализации:

практического этапа: внедрение в образовательный процесс модели формирования СЛК в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания; разработка методического обеспечения процесса формирования СЛК в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания; осуществление мониторинга результатов диагностических измерений будущих специалистов сферы обслуживания; корректировка (при необходимости) модели формирования СЛК учащихся.

обобщающего этапа: обработка и анализ полученных результатов; оформление итогового отчета; подготовка до 5 августа 2021 года рекомендаций по использованию полученных результатов в образовательном процессе.

С помощью отобранных методов диагностики изучалась динамика изменений представленных критерий и показателей. С этой целью проведены:

– заключительное анкетирование учащихся экспериментальных и контрольных групп;

– проанализированы результаты трех диагностик (заключительной, вторичной и первичной);

– подведены итоги, которые соотнесены с гипотезой инновационного проекта.

Поставленная цель на весь период инновационной деятельности достигнута: внедрение в образовательный процесс модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания прошло эффективно через:

обеспечение качественной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся;

совершенствование работы педагогов по научно-методическому обеспечению подготовки учащихся по специальностям в соответствии с современными требованиями;

расширение возможностей для профессионального роста педагогов, активизации их творческого потенциала;

расширение социального партнерства с организациями-заказчиками кадров; развитие перспективных форм сотрудничества по вопросам организации практики учащихся с последующим трудоустройством.

Актуализированы (дополнены и расширены), а также систематизированы СЛК будущего специалиста, представленные в п.6.3 образовательного стандарта по всем специальностям среднего специального образования:

умение самостоятельно выстраивать свой жизненный путь в противоречивом, постоянно меняющемся мире

способность к социальному взаимодействию, межличностным коммуникациям

умение работать в коллективе, решать проблемные вопросы, принимать самостоятельные решения;

способность к совершенствованию своей деятельности, повышению квалификации в течение всей жизни;

соблюдение норм здорового образа жизни.

Публикации за 2020/2021 учебный год

  1. Марцуль, М.А. Использование при обучении английскому языку различных средств искусства как элементов «арт-технологии» с целью развития коммуникативных навыков учащихся // М.А. Марцуль // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2020. – № 4. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=4883
  2. Марцуль, М.А., Матюшонок, К.В. Методическая разработка бинарного учебного занятия «Личность. Общество. Государство»/ М.А. Марцуль, К.В. Матюшонок // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2021. – № 1. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=5012
  3. Мытько, О. Сделай сам. «Теплый дом»: чему социальный работник Полина Алёшина обучает ребят с инвалидностью / О. Мытько. – Минский курьер. – 2021. – № 1 (3513). – С. 11.
  4. Князева, Е. «Теплый дом»: как в Минске молодых инвалидов готовят к самостоятельной жизни / Е. Князева // Белта [Электронный ресурс]. – 18.02.2021. – Режим доступа: https://www.belta.by/regions/view/reportazh-teplyj-dom-kak-v-minske-molodyh-invalidov-gotovjat-k-samostojatelnoj-zhizni-429420-2021/

Основные практические результаты за 2019/2020 учебный год

Цель инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году: внедрение в образовательный процесс модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания: реализация организационно-методических и психолого-педагогических условий в рамках образовательного процесса для продуктивной интеллектуальной, творческой, социально активной деятельности учащихся, определяющих стратегию профессионального развития будущего специалиста

Задачи инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году:

1) разработка и внедрение методического обеспечения процесса формирования социально-личностных компетенций (далее – СЛК) специалистов сферы обслуживания;

2) осуществление мониторинга результатов диагностических измерений будущих специалистов сферы обслуживания.

В течение 2019/2020 учебного года была продолжена разработка и внедрение методического обеспечения процесса формирования СЛК в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания.

Основными составляющими для внедрения в образовательный процесс стали организационные, информационные, психолого-педагогические и научно-методические аспекты развития интеллектуальной, творческой, социально активной личности будущего специалиста сферы обслуживания.

Преподавателями и мастерами производственного обучения проведены:

ряд занятий на развитие коммуникативных навыков; организацию групповой работы (в парах, мини-группах, командах) с использованием дидактических игр, упражнений для решения деловых (профессиональных) и конфликтных ситуаций;

тематические кураторские часы и внеучебные мероприятия, направленные на формирование профессионального самосознания, умения слушать и слышать, выработку чувства такта, терпения и уважения к участникам встречи; поддержку учащихся в личностном стремлении стать лучше, формирование адекватной (а не заниженной или завышенной) самооценки, анализ как успехов, так и неудач.

В рамках осуществления мониторинга результатов диагностических измерений будущих специалистов сферы обслуживания проведено вторичное анкетирование учащихся экспериментальных и контрольных групп. Анализируя полученные вторичные данные по всем диагностическим методикам, можно проследить положительные изменения во всех тестируемых группах. Но % изменений в экспериментальных группах значительно выше, чем у контрольных по таким показателям как:

разнообразие способов конструктивного взаимодействия;

владение способами разрешения межличностных противоречий;

уровень самостоятельности в решении проблемных ситуаций профессиональной направленности;

разнообразие альтернативных решений проблемных ситуаций профессиональной направленности;

учащиеся, демонстрирующих практический уровень рефлексивных умений.

Содержанием выступлений и презентаций участников учебно-методических и практических мероприятий, проведенных на базе колледжа по трансляции практических результатов инновационной деятельности, стали основные учебно-методические аспекты внедряемой модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания:

планирование межличностного взаимодействия с субъектами образовательного процесса в рамках колледжа;

организация деятельности преподавателя по подготовке и проведению учебных занятий;

создание условий для формирования социально-личностных и профессионально значимых компетенций учащихся;

реализация знаний по основам психологии в обучении и воспитании учащихся, межличностном взаимодействии с членами учебной группы, родителями (законными представителями учащихся);

организация работы с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации к обучению и испытывающими затруднения в обучении;

разработка структурных элементов УМК;

содействие формированию устойчивого интереса учащихся к содержанию учебной дисциплины (предмета), организации активной познавательной (самостоятельной творческой) деятельности учащихся на учебном занятии.

В феврале 2020 года учреждение образования «Минский государственный колледж сферы обслуживания» подтвердил государственную аккредитацию на соответствие заявленному виду – колледж и по трем специальностям среднего специального образования; аккредитован по специальности 2-86 01 01 «Социальная работа».

Список публикаций за 2019/2020 учебный год

Данилович, В. А. Проектно-исследовательская деятельность как способ развития коммуникативных умений учащихся / В. А. Данилович // Актуальные вопросы профессионального образования=Actualofprofessionsleducation : тезисы докладов II Междун. науч.-практ, конф., Минск, 11 апреля 2019 / Минский радиотехнический колледж : редкол.: С.Н. Анкуда [и др.]. – Минск : БГУИР, 2019. – 79-80 с.

Дедюля, С. Н., Штылёва, Т. Н. Факультативное занятие как средство развития творческих и индивидуальных способностей учащихся (из опыта работы Минского государственного колледжа сферы обслуживания) / С. Н. Дедюля, Т. Н. Штылёва // Информационно-методический вестник. – Минск : МГУМЦ ПО, 2019. – № 52 (сентябрь-декабрь 2019). – С. 31-39.

Дедюля, С. Н., Штылева, Т. Н. Реализация комплексного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов на основе междисциплинарной интеграции учебных дисциплин общеобразовательного и профессионального компонентов учебных планов // С.Н. Дедюля, Т.Н. Штылева // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2020. – № 1. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=4543.

Ероховец, Н. А. Образовательное путешествие как средство развития предметных и метапредметных компетенций будущих специалистов на учебных занятиях по истории, обществоведению и во внеучебной деятельности / Н. А. Ероховец // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2019. – 4(21). – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=4275.

Ероховец, Н. А. Авторский проект образовательного путешествия «От школьной скамьи до Нобелевской премии» / Н. А. Ероховец // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2020. – № 1. – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=4541.

Земляник, Е. В., Киселева Н. В. Создание условий для первичной профессиональной адаптации учащихся I курса к основам профессиональной деятельности (на примере специальности «Розничные услуги в банке») / Е. В. Земляник, Н. В. Киселева // Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона : материалы VII Международной конференции руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов средних специальных учебных заведений; 23-24 окт., 2019 БПОУ ОО «Омский строительный колледж». – Омск, 2019. – С. 33–36.

Зенова, Т. П., Федотова И. М. Роль социального партнерства в первичной профессиональной адаптации учащихся (на примере специальности «Социальная работа») / Т.П. Зенова, И.М. Федотова // Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона : материалы VII Международной конференции руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов средних специальных учебных заведений; 23-24 окт., 2019 БПОУ ОО «Омский строительный колледж». – Омск, 2019. – С. 36–39.

Зенова, Т. П., Штылёва, Т. Н. Педагогическая практика учреждения образования по приобщению учащихся к волонтерской и иной социально значимой деятельности /Т. П. Зенова, Т. Н. Штылёва // Преподаватель года 2019 : сб. статей Международного научно-методического конкурса, 29 декабря 2019 г. : в 2 ч. / Петрозаводск ; отв. ред. Л. В. Ершова. – Петрозаводск, МЦНП «Новая наука», 2019. – Ч. 1. – С. 295–299.

Конникова, Л. В., Шамалова, Л. В. Подготовка конкурентоспособных специалистов в сфере банковских услуг на основе единства профессиональной квалификации и социально-личностных компетенций / Л. В. Конникова, Л. В. Шамалова // Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы : материалы Международной науч.-практ. конф. к 25-летию факультета профессионального технологического образования, Нижний Новгород, 24 апр. 2018 г. / Нижегородский институт развития образования ; отв. ред. А. Ю. Петров. – Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2019. – 116–122 с.

Минский государственный колледж сферы обслуживания. Отряд «Живи и действуй» / Жданова, М. // Минский курьер. – 2020. – № 25 (3387). – С. 11.

Окулич, Е. Н. Адаптация учащихся к будущей профессиональной деятельности через содержательно-технологический аспект образовательного процесса (на примере специальности «Почтовая связь») / Е.Н. Окулич // Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона : материалы VII Международной конференции руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов средних специальных учебных заведений; 23-24 окт. 2019 БПОУ ОО «Омский строительный колледж». – Омск, 2019. – С. 47–50.

Пархоменко, Н. А., Окулич Е. Н. Непрофильные услуги почтовой связи / Н. А. Пархоменко, Е. Н. Окулич. – Минск : РИПО, 2019. – 219 с.

Плашкова, К. Д. Организация дистанционного взаимодействия учащихся старших классов / К. Д. Плашкова // Замежныя мовы. – 2019. – № 4. – С. 9–13.

Реализация комплексного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов / С. Н. Дедюля, Т. Н. Штылёва // Информационно-методический вестник. – Минск : МГУМЦ ПО, 2019. – № 49/50 (январь-май 2019). – С. 43–48.

О деятельности волонтерского объединения «Живи и действуй». Участие педагога дополнительного образования Зеновой Т.П. и учащегося учебной группы 02-18 СР Туравцова Максима в семейной программе «Для ўсіх і кожнага» на Первом национальном канале белорусского радио (эфир от 15.03.2020).

 

Основные практические результаты за 2018/2019 учебный год

Цель инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году: разработка программы научно-методического обеспечения процесса формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания.

Задачи инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году:

1. организация взаимодействия с представителями других инновационных площадок;

2. разработка типовых учебных программ по учебным дисциплинам и учебным практикам специальности 2-86 01 01 «Социальная работа»;

3. формирование диагностического инструментария определения сформированности социально-личностных компетенций учащихся.

С целью более подробного анализа, точной систематизации и полного обобщения данных, полученных в результате первичной, вторичной и итоговой (завершающей) диагностик учащихся в экспериментальных и контрольных группах по внедрению модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания, для реализации инновационного проекта членами творческой группы был отобран другой диагностический инструментарий для определения сформированности социально-личностных компетенций учащихся по представленным в таблице 1 критериям и показателям нежели для реализации экспериментального проекта.

Таблица 1

Составляющие для измерения уровня сформированности

социально-личностных компетенций учащихся

в рамках реализации экспериментального проекта

Критерии

Показатели

Методы диагностики

способность

к социальному взаимодействию

способность к пониманию невербального поведения; разнообразие способов конструктивного взаимодействия; владение способами разрешения межличностных противоречий

методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;

методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной);

методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

умение принимать самостоятельные решения

в проблемных ситуациях

уровень самостоятельности в решении проблемных ситуаций профессиональной направленности; разнообразие альтернативных решений проблемных ситуаций профессиональной направленности;

 

способность к совершенствованию своей деятельности на основе рефлексии

уровень рефлексивных умений

методика В.И. Андреева «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию»

 

в рамках реализации инновационного проекта

Критерии

Показатели

Методы диагностики

способность

к социальному взаимодействию

способность к пониманию невербального поведения; разнообразие способов конструктивного взаимодействия; владение способами разрешения межличностных противоречий

Оценка коммуникативного контроля в общении (адаптированный вариант теста М.Снайдера).

Определение направленности личности Б.Басса

Диагностика стиля межличностных отношений. Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях (адаптированный вариант методики Т.Лири)

умение принимать самостоятельные решения

в проблемных ситуациях

уровень самостоятельности в решении проблемных ситуаций профессиональной направленности; разнообразие альтернативных решений проблемных ситуаций профессиональной направленности;

Диагностика самооценки и уверенности в себе в критических ситуациях

способность к совершенствованию своей деятельности на основе рефлексии

уровень рефлексивных умений

Уровень способностей к саморазвитию

На основе статистической обработки данных первичной диагностики, анализа, систематизации и предварительного обобщения полученных данных в ходе использования диагностического инструментария определены основные уровни и показатели сформированности социально-личностных компетенций учащихся экспериментальных и контрольных групп.

Разработаны психолого-педагогические рекомендации для использования преподавателями и мастерами производственного обучения в образовательном процессе.

Создано молодежное волонтерское объединение «Живи и действуй» (Live & Act) по приобщению учащихся к волонтерской и иной социально значимой деятельности.

Проходят согласование типовые учебные программы по учебным дисциплинам и учебным практикам специальности 2-86 01 01 «Социальная работа».

Публикации за отчетный период:

Конникова, Л.В. Профессиональная среда учебно-производственной мастерской как основа подготовки специалистов сферы банковских услуг к производственной (технологической) практике / Л.В. Конникова // Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона, посвященная 100- летию ВЛКСМ и 65- летию БПОУ ОО «Омского строительного колледжа : сб. материалов VI Международной конференции руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов средних специальных учебных заведений, Омск, 24-25 октября 2018 г. / Омский строительный колледж. – Омск, 2018. – С. 15-19 с.

Окулич, А.М. Проведение практических (лабораторных) работ с использованием электронных средств обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций будущих техников-электромехаников / А.М. Окулич // Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона, посвященная 100- летию ВЛКСМ и 65- летию БПОУ ОО «Омского строительного колледжа : сб. материалов VI Международной конференции руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов средних специальных учебных заведений, Омск, 24-25 октября 2018 г. / Омский строительный колледж. – Омск, 2018. – С. 88-92.

Цеханович, А.В. Профессиональная подготовка будущего специалиста охранно-пожарной сигнализации посредством использования технического стендового материала при проведении практических занятий по учебным спецдисциплинам / А.В. Цеханович // Практическое обучение как основа профессиональной подготовки специалиста для развивающейся экономики региона, посвященная 100- летию ВЛКСМ и 65- летию БПОУ ОО «Омского строительного колледжа : сб. материалов VI Международной конференции руководителей, преподавателей, мастеров производственного обучения и студентов средних специальных учебных заведений, Омск, 24-25 октября 2018 г. / Омский строительный колледж. – Омск, 2018. – С. 96-100.

Данилович, В.А. Проектно-исследовательская деятельность как способ развития коммуникативных умений учащихся / В. А. Данилович // Актуальные вопросы профессионального образования=Actualofprofessionsleducation : тезисы докладов II Междун. науч.-практ, конф., Минск, 11 апреля 2019 / Минский радиотехнический колледж : редкол.: С.Н. Анкуда [и др.]. – Минск : БГУИР, 2019. – 79-80с.

Экспериментальный проект

«Апробация модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания (на примере специальностей 2-25 01 33 «Розничные услуги в банке», 2-45 02 01 «Почтовая связь»)»


Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2015-2018 гг.

Руководитель проекта: Беляева Оксана Анатольевна,
декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров УО «РИПО»

 Основная идея экспериментального проекта:

Эффективность формирования профессионально значимых социально-личностных компетенций специалистов сферы обслуживания в процессе профессиональной подготовки.

 Цель экспериментального проекта:

апробировать в процессе профессиональной подготовки специалистов со средним специальным образованием по специальностям 2-25 01 33 «Розничные услуги в банке», 2-45 02 01 «Почтовая связь» модель формирования социально-личностных компетенций специалистов сферы обслуживания.

Описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели

Модель формирования социально-личностных компетенций включает следующие блоки:

Мотивационно-целевой – раскрывает цель, задачи, теоретико-методологическую основу и принципы формирования социально-личностных компетенций учащихся, осваивающих специальности «Розничные услуги в банке», «Почтовая связь».

Цель: определение педагогических условий в учебной и внеучебной деятельности учащихся для формирования социально-личностных компетенций.

Теоретико-методологическая основа:личностно-ориентированный и деятельностный подходы в образовательном процессе.

Принципы:вариативность, междисциплинарность, профессиональная направленность,  адаптивность, персонализация.

Содержательный – формируется в соответствии с образовательным стандартом.
Технологический – раскрывает методы, формы, средства, применяемые для формирования социально-личностных компетенций, и представлен следующими этапами педагогического процесса: адаптивно-диагностический, активно-преобразующий, оценочно-результативный.

Методы ориентированы на формирование позитивного опыта социального взаимодействия обучающихся, активизацию познавательной деятельности, интеграцию знаний, умений и навыков в процессе самостоятельного решения квазипрофессиональных задач.

Формы парного, группового, коллективного взаимодействия обучающихся направлены на моделирование профессиональной деятельности и среды общения, стимулирование потребности в социально-личностном развитии в профессии.

Средства воплощают требования функциональности, информационной насыщенности, продуктивности, доступности, оперативности обратной связи, целостности дидактического инструментария формирования социально-личностных компетенций.

Оценочно-результативный – представлен критериями и показателями формирования социально-личностных компетенций.

Основные практические результаты за 2017/2018 учебный год

(год окончания экспериментальной деятельности по данному проекту)

Цель экспериментальной деятельности в 2017/2018 учебном году: разработать методические рекомендации по формированию социально-личностных компетенций специалистов сферы обслуживания в процессе профессиональной подготовки

Задачи экспериментальной деятельности в 2017/2018 учебном году:

  1. провести исследование сформированности рефлексивных способностей учащихся, включая такие, как: самопознание, самоанализ, самооценка, саморазвитие и эмпатия – как ключевых факторов развития будущих специалистов сферы обслуживания;
  2. разработать методические рекомендации по созданию и реализации педагогами комплекса организационно-педагогических условий, необходимых для формирования рефлексивной компетентности учащихся; а также карту наблюдения для определения уровня сформированности рефлексивных умений учащихся;
  3. провести обработку и анализ полученных в ходе экспериментальной деятельности результатов, соотнеся их с целями и задачами проекта; подготовить методические рекомендации по использованию полученных результатов в образовательном процессе.

Реализация практического и обобщающего этапов будет проходить в рамках организации информационно - методической работы с педагогами, работающими в экспериментальных учебных группах: учеба участников творческой группы, встречи с руководителем проекта; обсуждение вопросов экспериментальной работы на заседаниях цикловых комиссий, проведение семинаров-практикумов, мастер-классов и др. мероприятий по трансляции педагогического опыта; психологическое сопровождение (консультации педагога-психолога, педагога социального).

1. Определены образовательные механизмы, влияющие на их формирование: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход; практико-ориентированное обучение; усиление самостоятельной работы; эффективные педагогические технологии, инновационные образовательные методики; мероприятия внеучебной деятельности; внедрение междисциплинарного подхода; вариативность форм межличностного взаимодействия; профессионализм и мастерство преподавателя, мастера производственного обучения; мобильность; деятельность службы СППС; Школы наставничества; партнерство и пр.

2. Перечислены составляющие педагогической деятельности преподавателя, мастера производственного обучения (ориентация образовательного процесса на актуальный уровень развития учащихся; обеспечение социально-профессиональной направленности образовательного процесса; усиление межпредметных связей; применение активных методов и приемов, коллективных форм обучения; проведение учебных (практических) занятий, направленных на самопознание и саморазвитие личности; создание психологически благоприятного климата для всех субъектов взаимодействия и ситуации успеха.

3. Определен критериально-оценочный инструментарий, позволяющий определить уровни сформированных СЛК учащихся.

4. Разработан дидактический инструментарий, включающий научно-методическое обеспечение и дидактическое сопровождение процесса формирования профессионально значимых СЛК будущих специалистов сферы обслуживания.

5. Полученные результаты и выводы экспериментальной деятельности могут быть адаптированы в практике организации деятельности учреждений профессионально-технического и среднего специального образования реализующих образовательные программы по специальностям 2-25 01 33 «Розничные услуги в банке», 2-45 02 01 «Почтовая связь». 

Организация семинаров, мастер-классов:

  • 17.11.2017 года - заседание Минского городского методического объединения преподавателей белорусского языка и литературы учреждений среднего специального образования г. Минска «Развіцце ў навучэнцаў станоўчай матывацыі да вывучэння беларускай мовы і літаратуры сродкамі мерапрыемстваў у вольны ад вучэбных заняткаў час».

Быў прадстаўлены вопыт работы ўстановы адукацыі па правядзенню мерапрыемстваў у вольны ад вучэбных заняткаў час, накіраваных на развіцце ў навучэнцаў станоўчай матывацыі да вывучэння беларускай мовы і літаратуры.

  • 10.01.2018 года в рамках Школы становления (для педагогов социальных и педагогов-психологов) прошел семинар-практикум «Организация коррекционно-развивающей работы специалистов социально-педагогической и психологической службы». Шмарловская С.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, рассмотрела аспекты взаимодействия специалистов СППС в направлении коррекционно-развивающей работы как условия повышения эффективности образовательного процесса; в практической части Павловская М.Ю., педагог социальный, и Береснева Н.А., педагог-психолог, участникам мероприятия представили различные формы коррекционно-развивающей работы с учащимися;
  • 23.01.2018 года - семинар-практикум «Фарміраванне моўнай культуры навучэнцаў як адной з каштоўнасцей у складзе сацыяльна-асобасных кампетэнцый будучых спецыялістаў».

Мэта: павышэнне ўзроўню прафесійнай кампетэнтнасці педагагічных работнікаў у галіне арганізацыі і правядзення як вучэбных заняткаў, так і мерапрыемстваў у вольны ад вучэбных заняткаў час па вучэбных дысцыплінах «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Беларуская мова (прафесійная лексіка)». Дзядзюля С.М., намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце, паведала пра стварэнне ва ўстанове адукацыі ўмоў для рэалізацыі педагагічнай дзейнасці, накіраванай на фарміраванне моўнай культуры навучэнцаў; Штылёва Т.М., метадыст, у сваім выступленні падкрэсліла неабходнасць фарміравання сацыяльна-асобасных кампетэнцый спецыялістаў як основы іх будучай паспяховай прафесійнай дзейнасці. Іванова І.Э., выкладчык беларускай мовы і літаратуры, правяла майстар-клас па фарміраванні камунікатыўнай кампетэнцыі навучэнцаў на вучэбных занятках па вучэбных дысцыплінах «Беларуская мова», «Беларуская літаратура», «Беларуская мова (прафесійная лексіка)».

  • 14.03.2018 - семинар-практикум «Организация учебной и внеучебной деятельности учащихся, направленной на сохранение исторической памяти подрастающим поколением».

Цель: содействие повышению уровня профессиональной компетентности преподавателей истории и социально-гуманитарных наук в области организации учебных занятий и внеучебной деятельности, направленных на формирование социально-личностных компетенций учащихся.

Колмакова М.В. и Шмыглёва Е.И., преподаватели истории и социально-гуманитарных дисциплин, провели мастер-классы по формированию ценностно-смысловых и общекультурных компетенций учащихся посредством учебных занятий и внеучебной деятельности.

По результатам исследования авторами опубликовано:

  1. Беляева, О. А., Дедюля, С. Н., Штылёва, Т. Н. Апробация модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания / О. А. Беляева, С. Н. Дедюля, Т. Н. Штылёва // Теория и методика профессионального образования : сб. науч. статей / РИПО. – Минск, 2017. – Вып. 4. – Ч.1. – С. 153 – 160.
  2. Данилович, В. А. Вариативность методологии научного исследования в сфере физической культуры и спорта / В. А. Данилович // Профессиональное педагогическое образование студентов УВО: проблемы и перспективы (научно-педагогическая школа М.Е. Кобринского) : материалы конф. Минск, 30.03.2017 / БГУФК. – Минск : БГУФК, 2017.
  3. Окулич, Е. Н. Технология почтовой связи : учебное пособие / Е. Н. Окулич, Н. А. Пархоменко. – Минск : РИПО, 2017. – 579 с.
  4. Иванова, И. Э. Добрые дела – смысл жизни / И. Э. Иванова // Минская школа сегодня. – 2018. – № 1. – С. 42 – 45.
  5. Окулич, Е. Н. Учебно-методическое обеспечение формирования профессиональных и социально-личностных компетенций специалистов сферы почтовых услуг // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2018. – 1(14).
  6. Конникова, Л. В., Шамалова, Л. В. Подготовка конкурентоспособных специалистов в сфере банковских услуг на основе использования в образовательном процессе информационных программных продуктов / Л.В. Конникова, Л. В. Шамалова // Материалы межгосудартвенной науч.-практ. конф.«IT и телекоммуникации в образовании», Селей, 11 мая 2018 / КГКП «Колледж радиотехники и связи» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата. – Селей, 2018.
  7. Конкурс будущих почтовых работников / В. Держанович // Минский курьер. – 2018. – № 47 (3116). – С. 4.
  8. Конникова, Л. В., Шамалова, Л. В. Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов банковской сферы на основе использования в образовательном процессе информационных программных продуктов / Л.В. Конникова, Л. В. Шамалова // Материалы Интернет-проекта «Пространство открытых возможностей» (с международным участием), Минск, 21.12.2017 по 02.03.2018, МГИРО. – Минск, 2018.
  9. Конникова, Л. В., Шамалова, Л. В. Подготовка конкурентоспособных специалистов в сфере банковских услуг на основе единства профессиональной квалификации и социально-личностных компетенций / Л. В. Конникова, Л. В. Шамалова // Материалы Международной научно-практической конференции к 25-летию факультета профессионального технологического образования «Модернизация системы СПО: проблемы и перспективы». – Нижний Новгород : ГБОУ ДПО НИРО, 2018.
  10. Сцяпанава, Т. У., Іванова, І. Э. «Фарміраванне моўнай культуры навучэнцаў як адной з каштоўнасцей у складзе сацыяльна-асобасных кампетэнцый будучых спецыялістаў (з вопыту работы ўстановы адукацыі па арганізацыі і правядзенню мерапрыемстваў у вольны ад вучэбных заняткаў час). – Материалы статьи отданы 01.05.2018 в печать в «Информационно-методический вестник» (журнал комитета по образованию Мингорисполкома, государственного учреждения «Минский городской учебно-методический центр профессионального образования»).

Основные практические результаты за 2016/2017 учебный год

Цель экспериментальной деятельности в 2016/2017 учебном году: выявление и апробация дидактического инструментария, необходимого для обеспечения процесса формирования профессионально значимых СЛК специалистов сферы обслуживания.

Задачи экспериментальной деятельности в 2016/2017 учебном году:

1. активизировать работу по внедрению в образовательный процесс необходимого научно-методического обеспечения для реализации модели формирования СЛК специалистов сферы обслуживания;

2. раскрыть методы, формы, средства, применяемые для формирования СЛК;

3. осуществить мониторинг результатов профессиональной подготовки специалистов сферы обслуживания.

Реализация практического этапа будет проходить в рамках организации методической работы, с педагогами, работающими в экспериментальных учебных группах (учеба участников творческой группы, встречи с руководителем проекта; корректировка функциональных обязанностей по реализации модели формирования СЛК специалистов сферы обслуживания; обсуждение вопросов экспериментальной работы на заседаниях цикловых комиссий, проведение семинаров-практикумов, мастер-классов) и психологического сопровождения (консультации педагога-психолога, педагога социального).

Подготовка информационных материалов о количественных и качественных результатах экспериментальной деятельности позволит начать подготовительную работу по разработке методических рекомендаций по использованию полученных результатов в образовательном процессе.

1. В соответствии с программой экспериментальной деятельности и календарным планом на 2016/2017 учебный год в учреждении образования была начата работа по реализации практического этапа: научно-методическое обеспечение и дидактическое сопровождение процесса формирования профессионально значимых СЛК специалистов сферы обслуживания, связанного с началом реализации в образовательном процессе модели формирования СЛК специалистов сферы обслуживания.

Содержанием работы также стало осуществление мониторинга результатов профессиональной подготовки специалистов (промежуточной диагностики экспериментальных групп).

Срок окончания практического этапа – декабрь 2017 года.

2. На основе статистической обработки данных первичной диагностики, анализа, систематизации и предварительного обобщения полученных в ходе реализации предыдущих трех этапов экспериментального проекта материалов в процесс обучения будущих контролера отделения банка и техника почтовой связи преподавателями организуется педагогическая деятельность следующего содержания:

▪ Социально-профессиональная ориентация и междисциплинарная интеграция; моделирование профессиональной деятельности и среды общения; самоконтроль, самооценка, самоанализ своей учебной деятельности; повышение уровня личной ответственности за результаты своей деятельности и формирование межличностных отношений; усиление потребности в самореализации и саморазвитии, мотивации на деловое сотрудничество; мониторинг результатов профессиональной подготовки специалистов сферы обслуживания.

Реализация данного направления педагогической деятельности обеспечивается посредством использования преподавателями информационно-поисковых, проблемных и профессионально ориентированных заданий с целью повышения интереса учащихся к профессии, активизации и закрепления теоретических знаний и практических навыков, совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов.

▪ Использование личностно ориентированной технологии обучения профессиональному диалогическому общению в рамках субъект-субъектного взаимодействия, интерактивных методов парной, групповой, коллективной работы учащихся.

Реализация данного направления педагогической деятельности позволяет включить в деятельность всю учебную группу, повысить мотивацию к изучению учебной дисциплины; способствует развитию активности каждого учащегося на учебных занятиях и установлению продуктивных межличностных контактов; развивает навыки работы в учебной группе; учит объяснять, слушать и понимать собеседника. При этом в процессе обучения активизируется творческая познавательная деятельность учащихся, происходит формирование устной коммуникации, способности к самокритике; умения работать в команде, принимать решения и нести ответственность за их реализацию, т.к. они ориентированы на активное взаимодействие «педагог-учащийся», «учащийся-учащийся», «педагог-учащийся-учащийся».

▪ Проблемное изложение учебного материала, дискуссии, практические задания; публичная защита проектов; решение проблемных ситуаций профессиональной направленности «работник банка-клиент», «работник почты-клиент»; обсуждение методов решения, способов разрешения межличностных противоречий; разнообразие способов конструктивного взаимодействия.

Реализацию перечисленных педагогических действий осуществляют на учебных занятиях преподаватели как учебных дисциплин общеобразовательного, так и профессионального компонентов.

Так, методы, формы и средства, направленные на формирования СЛК, были раскрыты при проведении открытых учебных занятий следующими преподавателями:

  • Данилович В.А. на примере учебной дисциплины «Русский язык» показала реализацию методического инструментария, способствующего формированию умений само-и взаимооценки, само-и взаимоконтроля; развивающего умение работать в парах, малом коллективе, творческой группе; показала возможности использования профессиональной лексики на учебных занятиях по учебным дисциплинам общеобразовательного компонента (дата: 16.11.2016, учебная группа 04-16 РУБ, I курс);
  • Городничук О.В. построила учебное занятие по систематизации и обобщению знаний по разделу «Валютная система и ее элементы» по учебной дисциплине «Валютное регулирование», продемонстрировав способ организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с помощью метода проектов (дата: 28.11.2016, учебная группа 03-14 РУБ,
    III курс);
  • Велесько Н.В. использовала на учебном занятии по изучению новой темы «Конфликты и способы их разрешения» по учебной дисциплине «Банковский менеджмент» целый комплекс интерактивных методов и приёмов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся и формирование социально-личностных и профессиональных компетенций: на этапе мотивации – проблемные вопросы с использованием интерактивной системы «экспресс-тест»; на этапе актуализации опорных знаний – создание условий для высказывания мнений, диалога, используя ассоциации к термину «конфликт»; на этапе формирования новых умений – тезисная запись в конспект учебного материала, составление графических схем по теме учебного занятия «природа конфликта», «виды конфликтов»; на этапе первичного закрепления знаний – проигрывание учащимися в группах профессиональных ситуаций «Сотрудник банка-клиент». На всех этапах прослеживалась междисциплинарная связь с учебной дисциплиной «Психология и этика деловых отношений». Рефлексия прошла в форме вывода: три главных момента, которые я осмыслил; две вещи, которые я внедрю в практику; один вопрос, который меня волнует (дата: 22.12.2016, учебная группа 04-14 РУБ, III курс);
  • Бескаровайная Е.В. на учебном занятии по учебной дисциплине «Экономика организации» показала работу учащихся по решению предложенного комплекса педагогических ситуаций, профессиональных (экономических) задач; с целью развития оценочных суждений, умений критически и ответственно относиться будущих контролеров банка к себе, своей деятельности и результатам труда (17.02.2017, учебная группа 02-15 РУБ, II курс);
  • Киселева Н.В. провела в динамичной форме практическое занятие «Отражение на счетах операций по расчетному счету и прочим счетам в банке» по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет», предложив учащимся решение ситуативных задач, работу с дидактическими материалами (карточками, Т-счетами и др.) в сменных парах (дата: 29.03.2017, учебная группа 03-15 РУБ, III курс);
  • Мазепина О.И. на учебном занятии по математике для формирования умения учащихся выдвигать гипотезы и доказывать их использовала метод моделирования фигур; на примере решения разнообразных математических задач учила синтезировать и анализировать информацию (дата: 07.04.2017, учебная группа 01-16 ПТЭПА, I курс).

На основании трансляции педагогического опыта преподавателей, обобщения результатов профессиональной деятельности в рамках реализации индивидуальных планов по самообразованию создана картотека методов и приемов обучения, используемых педагогическими работниками колледжа на различных этапах учебных занятий для формирования СЛК.

На протяжении отчетного периода активно проходила работа по внедрению в образовательный процесс необходимого научно-методического обеспечения для реализации модели формирования СЛК специалистов сферы обслуживания. Педагогом-психологом была проведена промежуточная диагностика учащихся экспериментальных групп. Анализировались такие показатели сформированности СЛК, как:

- способность к социальному взаимодействию (методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;

- уровень самостоятельности в решении проблемных ситуаций профессиональной направленности; разнообразие альтернативных решений проблемных ситуаций профессиональной направленности (методика «Коммуникативные и организаторские склонности»).

Испытуемые стали чаще руководствоваться такими способами регулирования конфликтов как компромисс и сотрудничество, что свидетельствует о проявлении внимания к своим интересам и интересам другого человека.

В сравнении с первичной диагностикой в экспериментальных группах снизились показатели преобладания агрессивности, увеличились показатели компетентности в общении.

Можно говорить о положительных изменениях в области предпочитаемых способов общения, доминирующих стратегиях психологической защиты в общении у испытуемых. Выявлено, что по всем коммуникативным умениям, выделенным авторами методик, показатели стали значительно выше.

Выше оказались результаты, отражающие умение обратиться к сверстнику с просьбой, аргументировать предъявление отрицательного ответа собеседнику, умение самому проявить сочувствие, оказать поддержку, а также принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников, умение вступить в контакт с другим человеком.

Более соответствующие адекватному поведению получены ответы по пунктам: реагирование на справедливую и несправедливую критику, на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника, на попытку вступить с тобой в контакт.

Сравнение результатов двух диагностик позволяет говорить, что коммуникативные и организаторские способности учащихся оказались на более высоком уровне в сравнении с тем, что было на начальном этапе.

Увеличился процент испытуемых, обладающих высоким и средним уровнями. Это говорит о том, что они обладают умением устанавливать эффективное взаимодействие, направленное на решение определенных коммуникативных задач в новых условиях. Проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все эти действия они совершают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Основные практические результаты за 2015/2016 учебный год

В соответствии с программой проведения экспериментальной деятельности по проекту в 2015/2016 учебном году в учреждении образования были реализованы:

1)  диагностический этап (май 2015–июнь 2015);

2)  прогностично-проектировочный (июнь 2015);

3)  организационный (август–сентябрь 2015–февраль 2016);

4)  практический (март 2016–июнь 2016), предполагающий разработку методического обеспечения формирования социально-личностных компетенций (СЛК) в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания.

Диагностический этап экспериментального проекта был направлен:

на изучение и сравнительный анализ квалификационных характеристик контролера отделения банка и специалиста по оказанию розничных банковских услуг; техника почтовой связи;

анализ учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессионального компонента учебных планов по специальностям
2-25 01 33 «Розничные услуги в банке», 2-45 02 01 «Почтовая связь».

В ходе реализации диагностического этапа было определено, что в связи с введением по инициативе ОАО «АСБ Беларусбанк» в ОКРБ «Специальности и квалификации» в перечень первичных должностей по специальности
2-25 01 33 «Розничные услуги в банке» должности «Специалист по оказанию розничных банковских услуг», возникла необходимость формирования нового содержания СЛК учащихся, осваивающих специальность «Розничные услуги в банке», в связи с расширением квалификационных требований к специалисту по оказанию розничных банковских услуг в сравнении с контролером отделения банка.

Выполнение должностных обязанностей контролера отделения банка характеризуются репродуктивностью деятельности («осуществляет операции…», «выполняет операции…», «оформляет банковские документы …»,  «ведет учет…», «проводит  работу…»).

Профессиональная деятельность специалиста по оказанию розничных банковских услуг, в свою очередь, наполнена аналитико-прогностическими, оценочно-контролирующими функциями: «анализирует и вносит предложения …», «разъясняет вопросы …», «осуществляет контроль…», «проводит комплекс работ …», «способствует развитию …», «изучает, анализирует и формирует спрос …».

В связи с выполнением техником почтовой связи производственной и организационно-управленческой деятельности в области организации и эксплуатации почтовой связи возросли требования организации-заказчика кадров РУП «Белпочта» к СЛК выпускников по специальности «Почтовая связь».

В связи с тем, что при освоении специальности среднего специального образования «Почтовая связь» учащиеся получают квалификацию рабочего «Оператор связи», следует учитывать изменения в квалификационной характеристике о том, что оператор связи, помимо выполнения всего перечня услуг почтовой связи, должен осуществлять контроль выполняемых операций, контроль начисления аванса (при безавансовых платежах), контроль за прохождением регистрируемых почтовых отправлений посредством программного продукта. Это требует формирования у учащихся навыков контрольно-аналитической деятельности.

Таким образом, возрастают требования профессиональной сферы к СЛК выпускников по специальностям «Розничные услуги в банке» и «Почтовая связь», связанные с расширением и усложнением их функциональных обязанностей.

Реализация прогностично-проектировочного этапа была направлена на:

  • изучение технологии проектирования программы экспериментального проекта;
  • выбор методов исследования, определение сроков и этапов экспериментального проекта, ожидаемых результатов;
  • анализ и обсуждение программы экспериментального проекта с коллективом колледжа, экспертизу программы, ее согласование.

Это позволило создать программу экспериментального проекта и календарный план экспериментальной деятельности на 2015/2016 учебный год.

В рамках проведения организационного этапа был проведен ряд мероприятий по обмену опытом и обсуждению актуальных вопросов экспериментального проекта; определены методики диагностики уровня сформированности СЛК в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания в следующих ее составляющих:

- способность к социальному взаимодействию (методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной); методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;

- умение принимать самостоятельные решения в проблемных ситуациях (методика «Коммуникативные и организаторские склонности»);

- способность к совершенствованию своей деятельности на основе рефлексии (картотека рефлексивных технологий).

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Апробация модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды для подготовки банковских работников»

Сроки проведения экспериментальной деятельности: 2013-2015 г.г.
Руководитель: Калицкий Эдуард Мечиславович,
 первый проректор УО «РИПО», кандидат педагогических наук, доцент

Основная идея экспериментального проекта:

Повышение эффективности образовательного процесса путем создания учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, эффективную организацию самостоятельной работы обучающихся.

Цели экспериментального проекта:

Разработка, размещение в системе Moodle и апробация учебно-методического комплекса по специальности 2-25 01 33 «Розничные услуги в банке»

Описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели

Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Moodle) – это свободная система управления обучением.
Используя Moodle, творческая группа планирует в рамках реализации экспериментального проекта создать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.д. по дисциплинам специального цикла специальности 2-25 01 33 Розничные услуги в банке. Таким образом, используемая модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда (Moodle) должна стать центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу пользователей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.
Редактирование содержания курса может проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения, что очень актуально для подготовки банковских работников, поскольку содержание специальных дисциплин очень часто изменяется из-за изменений в банковском законодательстве.
Moodle имеет не только многофункциональный тестовый модуль, но и предоставляет возможность оценивания работы обучающихся, причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов.
Система управления обучением Moodle может быть использована учащимися не только на уроках, но и при подготовке к учебным занятиям, зачетам, экзаменам в домашних условиях, а также может применяться выпускниками для изучения новых положений и постановлений Национального банка Республики Беларусь. В курсах, размещенных в Moodle, они будут иметь возможность изучать не только «сухой» текст нормативного документа, но и объяснения и комментарии преподавателя.


 

Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно