Methodological work -

Methodological work

                   Штылёва Татьяна Николаевна – методист высшей квалификационной категории

тел. 8029 752 66 89 (мтс)

Суть методической работы в колледже состоит в организации системы взаимосвязанных мер, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса, развитие творческого потенциала преподавателей, повышение качества профессионального образования выпускников колледжа в соответствии с потребностями рынка труда.

Общее руководство методической работы в учреждении образования осуществляет заместитель директора по учебной работе. Ответственным  является заведующий методическим кабинетом (методист), назначаемый приказом директора колледжа.

Методист в своей деятельности руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении среднего специального образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 272; Уставом учреждения образования «Минский государственный колледж сферы обслуживания», нормативными и инструктивными документами Министерства образования Республики Беларусь и Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета, руководства колледжа.

В  колледже действуют 6 цикловых комиссий, осуществляющих методическую деятельность по обеспечению образовательного процесса на уровне среднего специального образования, а также методическое объединение кураторов учебных групп.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

-коллективные (педагогический совет, цикловые комиссии, методическое объединение кураторов учебных групп, педагогический и методологический всеобуч, научно-практическая конференция, конкурс педагогического мастерства, семинар-практикум, тематический семинар, Неделя по специальности, Методическая неделя);

-групповые (творческая группа, образовательная площадка, круглый стол, дискуссия, деловая игра, анкетирование);

-индивидуальные (открытое внеучебное мероприятие, консультация, мастер-класс, работа по теме самообразования, творческий отчет по итогам обучения на курсах повышения квалификации, стажировки в условиях базовых организаций, аттестация, наставничество)

 

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ:

-план работы коллективных методических объединений (педагогического совета, цикловых комиссий, методического объединения кураторов учебных групп, творческих групп);

-материалы по итогам их заседаний;

-анализ методической работы за учебный год;

-материалы, подтверждающие трансляцию опыта эффективной педагогической практики колледжа за учебный год.

 

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

-творческий отчет педагогического работника

-методическая панорама

-аукцион идей

-смотр-конкурс

-методическая ярмарка

-выставка

-и др.

Эффективность методической работы колледжа определяется уровнем мастерства педагогических работников, единства процессов обучения и воспитания, качеством профессионального образования учащихся.

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Организационно-методическая работа

Цель: выявление, обсуждение и определение направлений деятельности по развитию образовательного процесса в колледже; планирование организации методической работы

2. Работа с педагогическими кадрами

Цель: обеспечение непрерывности самообразования педагогических кадров через организацию системы повышения квалификации и профессионального мастерства

3. Научно-методическая и экспериментальная деятельность

Цель: организация творческой исследовательской деятельности педагогов в рамках экспериментальной работы по активному внедрению в образовательный процесс современных педагогических и информационных технологий; стимулирование творческой деятельности преподавателей, способствующей успешной реализации единой методической проблемы колледжа

4. Информационно-методическая работа

Цель: развитие информационно-образовательной среды колледжа, создание банка данных педагогической научно-методической информации о достижениях науки и практики, в т.ч. из опыта работы педагогического коллектива колледжа

5. Мероприятия образовательного процесса

Цель: развитие профессионального интереса, раскрытие творческого потенциала педагогов и учащихся

6.  Аналитическая и контрольно-коррекционная работа

Цель: формирование системы аналитической работы по основным направлениям деятельности колледжа: организация процесса обучения, качество преподавания, организация воспитательной работы, эффективность методической службы, организация работы с социальными партнерами и изучение рынка труда

7. Организация социального партнерства

Цель: развитие конструктивных взаимоотношений между учреждением образования и учреждениями, подведомственными Министерству образования Республики Беларусь и Комитету по образованию Мингорисполкома

Информация по каждому направлению вносится в таблицу:

№ п\п

Содержание работы

Сроки

Исполнители

Прогнозируемый

результат

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ (2023/2024-2025/2026 уч. гг.):

повышение уровня психолого-педагогической, методической и профессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения как главного фактора, обеспечивающего результативность процесса обучения и инновационного развития учреждения образования

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ на 2023/2024 учебный год:

обеспечение качества подготовки учащихся при комплексном использовании современных подходов к организации образовательного процесса для развития личностных способностей и профессионально ориентированных компетенций специалистов (рабочих)

ЗАДАЧИ:

1. реализация активных форм методического сопровождения педагогических работников в процессе профессионального становления и развития;

2. содействие педагогическим работникам в разработке, апробации и использовании современных компонентов научно-методического обеспечения при реализации образовательных программ и программ воспитания;

3. разработка модульного содержания научно-методического обеспечения образовательных программ среднего специального образования в соответствии с ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации», требованиями организаций-заказчиков кадров (профессиональных стандартов);

4. корректировка учебно-методических комплексов по учебным предметам, модулям с учетом принятых нормативных правовых актов, методических рекомендаций и указаний;

5. научно-методическое сопровождение деятельности участников творческой группы по реализации мероприятий календарного плана экспериментального проекта «Разработка и апробация компетентностно-ориентированной методики оценки профессионального мастерства преподавателей учебных предметов, модулей профессионального компонента», педагогических инициатив преподавателей по трансляции эффективного опыта в реализации образовательных решений.

 

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ (2020/2021-2022/2023 уч. гг.):

развитие и совершенствование профессионального мастерства и творчества педагогов как ресурса достижения высокого уровня образования, воспитания и развития будущих специалистов, рабочих

Цель и задачи колледжа на 2022/2023 учебный год

Цель: совершенствование механизмов, направленных на повышение педагогического мастерства и квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения и качества профессиональной подготовки будущих специалистов, рабочих в интересах личности, общества и национальной экономики

Приоритетные задачи:

1. Повышение качества образовательной деятельности и конкурентоспособности учреждения образования через:

– обеспечение непрерывного профессионального роста преподавателей и мастеров производственного обучения, направленных на развитие предметных, метапредметных и социально-личностных компетенций учащихся;

– выявление и трансляцию эффективных образовательных практик педагогических работников, направленных на развитие предметных, метапредметных и социально-личностных компетенций учащихся;

– использование технологий обучения, содержания учебного материала, форм организации межличностного взаимодействия для развития патриотических, нравственных, трудовых, эстетических качеств выпускника;

2. Совершенствование процесса воспитания через:

– обеспечение высокого уровня гражданственности, патриотизма, толерантности, ответственности и правовой культуры учащихся;

– интеграцию информационно-коммуникационных технологий в работу куратора учебной группы, специалистов СППС, воспитателя общежития;

– активизацию работы органов ученического самоуправления по внедрению инициатив учащихся;

– реализацию системы внеучебной деятельности культурно-досугового, научно-технического и спортивно-оздоровительного содержания с учетом интересов учащихся.

– развитие традиций и укрепление положительного имиджа колледжа в молодежной среде столичного образования;

3. Реализация мер финансово-экономического регулирования деятельности учреждения образования через:

– обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса;

– обеспечение выполнения ключевых показателей финансово-экономической деятельности, эффективности работы учреждения образования;

– модернизацию информационно-образовательного пространства.

Цель и задачи колледжа на 2021/2022 учебный год

Цель: развитие образовательной среды колледжа, интегрирующей процессы профессионального обучения, воспитания и социализации личности и обеспечивающей качество подготовки специалистов, рабочих

Приоритетные задачи:

1. Повышение качества образовательной деятельности и конкурентоспособности учреждения образования через:

– содействие педагогическим работникам в разработке современных компонентов научно-методического обеспечения, сопровождающих образовательный процесс;

– организацию процесса обучения в контексте развития функциональной грамотности учащихся и профессиональной компетентности будущих специалистов, рабочих;

– расширение педагогического инструментария для предметной профессиональной подготовки учащихся в условиях развития цифровой образовательной среды;

– совершенствование организационной, аналитической, прогнозирующей и творческой составляющих деятельности цикловых комиссий;

2. Совершенствование процесса воспитания через:

– внедрение в деятельность специалистов СППС, воспитателя общежития, куратора учебной группы новых форм, методов и технологий межличностного взаимодействия с учащимися;

– реализацию социально значимых и общественных проектов, молодежных инициатив в рамках совместной деятельности с учреждениями социально-культурной сферы и общественными организациями;

– обеспечение условий для самообразования учащихся, организации продуктивной досуговой деятельности;

– широкое вовлечение учащихся в практики здорового образа жизни (правильное питание; отказ от курения, наркотиков, алкоголя; занятия физкультурой и спортом и т.п.);

– оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи детям и семьям, находящимся в СОП;

– социально-педагогическое и психологическое сопровождение успешного развития личности учащегося, ее самореализацию и адаптацию в социуме.

3. Реализация мер финансово-экономического регулирования деятельности учреждения образования через:

– обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры колледжа;

– создание организационно-управленческих, материально-технических условий для профессиональной подготовки квалифицированных специалистов и рабочих на уровне требований современных производственных технологий и информационных решений в области образования;

– привлечение социальных партнеров для реализации гуманитарных проектов в области профессиональной подготовки специалистов, рабочих.

Цель и задачи колледжа на 2020/2021 учебный год

Цель: повышение качества среднего специального и профессионально-технического образования посредством развития современных компонентов научно-методического обеспечения образовательного процесса на основе взаимодействия с организациями-заказчиками кадров

 

Приоритетные задачи:

1. Реализация образовательных стандартов, ориентация процесса обучения на формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов т рабочих через:

– реализацию комплекса мер по информационному, организационному и техническому обеспечению функционирования колледжа с учетом современных информационно-технологических решений в области образования;

– повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

– осуществление разработки и совершенствование структурных элементов учебно-методического обеспечения среднего специального и профессионально-технического образования с использованием ИКТ;

– совершенствование работы с высокомотивированными учащимися с целью повышения активности и результативности их участия в предметных олимпиадах, конкурсах профмастерства, научно-практических конференциях и т.д.;

2. Совершенствование воспитательного процесса через:

– обеспечение результативной информационно-просветительской и индивидуальной профилактической работы по предупреждению противоправного поведения, воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, защите законных прав и интересов несовершеннолетних;

– принятие эффективных мер по усилению профилактической работы с учащимися и их законными представителями по вопросам самосохранного поведения несовершеннолетних;

– расширение сети объединений по интересам с целью обеспечения занятости и самореализации личности;

3. Организация эффективной финансово-экономической деятельности учреждения образования через:

– расширение системы социального партнерства на основе взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями и организациями-заказчиками кадров;

– развитие материально-технической базы учреждения образования в том числе с привлечением ресурсов базовых организаций/организаций-заказчиков кадров;

– обеспечение безусловного выполнения финансово-экономических показателей деятельности учреждения образования.

Цель и задачи колледжа на 2019/2020 учебный год

Цель:  повышение эффективности деятельности учреждения образования в обеспечении качественного освоения учащимися содержания образовательных программ ССО и ПТО, формировании профессионально значимых социально-личностных компетенций будущих специалистов и рабочих и их дальнейшей профессиональной самореализации

Приоритетные задачи:

1. Совершенствование организации и содержания образовательного процесса через:

– обеспечение качественной реализации содержания образования, целей обучения, развития и воспитания учащихся;

– совершенствование работы педагогов по научно-методическому обеспечению подготовки учащихся по специальностям в соответствии с современными требованиями;

– расширение возможностей для профессионального роста педагогов, активизации их творческого потенциала;

– повышение научно-практической направленности реализации инновационного проекта;

– расширение социального партнерства с организациями-заказчиками кадров; развитие перспективных форм сотрудничества по вопросам организации практики учащихся с последующим трудоустройством;

2. Обеспечение воспитательной работы через:

– совершенствование форм и методов профориентационной работы;

– обеспечение результативной информационно-просветительской и индивидуальной профилактической работы по предупреждению противоправного поведения, воспитанию культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, защите законных прав и интересов несовершеннолетних учащихся;

– повышение эффективности внеучебной деятельности учащихся, проживающих в общежитии; развитие позитивного межличностного общения, культуры быта и досуга;

– осуществление педагогической и психологической поддержки одаренных учащихся, обладающих способностями к интеллектуальной, творческой, организаторской деятельности;

– развитие информационного пространства воспитательной работы;

3. Организация эффективной финансово-экономической деятельности учреждения образования через:

– обеспечение выполнения доведенных показателей социально-экономического развития учреждения образования;

– модернизацию материально-технического обеспечения управленческого и образовательного процесса;

– обеспечение рационального использования энергоресурсов, расширение внебюджетной деятельности.

Цель и задачи колледжа на 2018/2019 учебный год

Цель:  обеспечение условий для повышения качества подготовки специалистов и рабочих в соответствии с актуальными и перспективными потребностями системы ПТО и ССО, профильных отраслей

Приоритетные задачи:

1. Совершенствование организации и содержания образовательного процесса через:

- внедрение эффективных форм, методов и средств обучения, ориентированных на формирование и развитие профессионально значимых компетенций будущих специалистов и рабочих;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, расширение спектра их профессиональных возможностей, аквизицию межличностного взаимодействия в различных направлениях педагогической деятельности;

- организацию инновационной деятельности по проекту «Внедрение модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания»;

- реализацию организационно-управленческих и учебно-методических условий для подготовки специалистов специальности
2-86 01 01 «Социальная работа».

2. Совершенствование процесса воспитания через:

- созданий условий для формирования у учащихся ценностных ориентиров, гражданственности и патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, профессионально значимых личностных качеств;

- повышение качества социально-педагогического и психологического сопровождения процесса воспитания, организацию целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- стимулирование потребности учащихся в личностном развитии посредством участия в различных мероприятиях социальной значимости.

3. Организация эффективной финансово-экономической деятельности учреждения образования через:

- создание рациональных механизмов взаимодействия с базовыми организациями по вопросам оказания спонсорской и шефской помощи;

- обеспечение безусловного выполнения ключевого показателя эффективности работы по темпу роста экспорта услуг, доведенного задания по энергосбережению;

- обеспечение условий для роста объемов платных образовательных услуг.

Цель и задачи колледжа на 2017/2018 учебный год

Цель: реализация комплекса мероприятий, направленных на обеспечение повышения качества подготовки специалистов и рабочих сферы обслуживания через развитие профессионального потенциала педагогов, информационно-методическое обеспечение образовательного процесса, с учетом требований организаций-заказчиков кадров, современных тенденций в системе образования и профильных отраслях

Приоритетные задачи:

1. Целевая ориентация образовательного процесса на формирование профессионально значимых и социально-личностных компетенций учащихся через:

- создание организационно-управленческих, научно-методических, материально-технических и технологических условий для профессиональной подготовки квалифицированных специалистов и рабочих на уровне требований современных производственных технологий;

- обеспечение высокой мотивации к процессу обучения и профессиональной деятельности на основе использования в образовательном процессе эффективных педагогических технологий;

- реализацию обобщающего этапа экспериментального проекта Апробация модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания (на примере специальностей 2-25 01 33 «Розничные услуги в банке», 2-45 02 01 «Почтовая связь»).

2. Совершенствование воспитательного процесса по направлениям через:

- создание эффективной системы идеологического, гражданского и духовного воспитания, формирования профессиональных качеств учащихся;

- развитие досуговой деятельности учащихся как особой сферы их жизнедеятельности и функционирования молодежной субкультуры;

- активизацию форм патриотического, нравственного и физического воспитания учащихся, усиление пропаганды здорового образа жизни.

3. Развитие ресурсной базы колледжа через:

- совершенствование учебно – материального оснащения на основе принципов информатизации, безопасности жизнедеятельности, здоровьесбережения и доступности образовательной среды;

- создание эффективных механизмов взаимодействия с социальными партнерами по вопросам организации образовательного процесса, учебно-методического и материально-технического обеспечения специальностей, по которым в колледже ведется подготовка;

- обеспечение выполнения ключевых показателей финансово-экономической деятельности, эффективности работы учреждения образования.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

реализация комплексного подхода к научно-методическому сопровождению образовательного процесса, направленного на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников учреждения образования и качества обучения специалистов, рабочих

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ на 2018/2019 учебный год:

развитие компетентностно-ориентированной образовательной среды колледжа, способствующей повышению профессионального мастерства педагогических работников, развитию их творческого потенциала, направленной на подготовку конкурентоспособного специалиста, рабочего

ЗАДАЧИ:

– внедрение в образовательный процесс педагогических и информационных технологий с приоритетом на деятельностное, практико-ориентированное и интерактивное межличностное взаимодействие; методов и приемов обучения, ориентированных на повышение познавательной, творческой и самостоятельной активности учащихся, мотивации к дальнейшему профессиональному саморазвитию;

– организация работы по своевременной и качественной разработке и обновлению УМК по учебной дисциплине (предмету);

– создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов в условиях образовательного пространства колледжа, совершенствования их профессиональных компетенций;

– реализация мероприятий календарного плана инновационного проекта «Внедрение модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания»;

–учебно-методическое сопровождение подготовки учащихся по специальности 2-86 01 01 «Социальная работа»;

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ на 2017/2018 учебный год:

создание организационно-педагогических и информационно-методических условий для личностного роста и повышения профессионального мастерства педагогических работников, качественного обучения будущих специалистов и рабочих сферы обслуживания

ЗАДАЧИ:

– интеграция психолого-педагогических, образовательных и воспитательных возможностей педагогического коллектива для формирования механизма самореализации, саморазвития личности учащегося, его успешного профессионального становления;

– обогащение образовательного процесса инновационными педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания учащихся, разработанными УМК по учебной дисциплине (предмету, практике);

– развитие мотивации преподавателей на повышение профессиональной компетентности, реализацию творческого потенциала;

– реализация обобщающего этапа экспериментального проекта Апробация модели формирования социально-личностных компетенций в процессе подготовки специалистов сферы обслуживания (на примере специальностей 2-25 01 33 «Розничные услуги в банке», 2-45 02 01 «Почтовая связь»).